Группа американских ученых, во главе с Бредли Петерсеном (Bradley S. Peterson), директором Института развития ума при Детской больнице Лос Анжелеса и Полом Сигелем (Paul Siegel), профессором психологии в Университете штата Нью-Йорк, обнаружила, что если пациент, не осознавая того, видит картинки, связанные с его фобиями, избавление от страхов проходит эффективнее, чем при долговременном и осознанном их разглядывании. Об этом они рассказали в статье, опубликованной в журнале Human Brain Mapping.

Исследователи использовали функциональную магнито-резонансную томографию, чтобы определить, что при таком «неосознанном» просмотре области мозга, обрабатывающие страхи, активируются гораздо сильнее. «Хотя мы ожидали — и наблюдали — активацию нейронов, связанных с обработкой страхов, мы также увидели, что активны и области, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции на страхи, — сказал Петерсен. — и таким образом сознательное переживание страхов ослабевало».

Хотя «фобия» часто определяется как иррациональный страх, многие стимулы, вызывающие такую реакцию, имеют эволюционное происхождение, так что люди биологически готовы бояться определенных вещей. В данном исследовании ученые использовали пауков — распространенный стимул для страха. В экспериментах участвовали 21 доброволец, боящийся пауков и еще 21 человек из числа не боящихся. Все участники были молодыми женщинами. Этот выбор был сделан потому, что в мире 75-80% людей, испытывающих фобии — женщины.

Все участники побывали в различных экспериментальных условиях: они смотрели на контрольные изображения, не связанные (цветы) и связанные (пауки) с фобиями, причем в двух режимах — моментального просмотра, когда сознание не успевало зафиксировать изображение, и долговременного просмотра, когда участники успевали вполне осознать, что они видят. Для первого режима использовалась специальная методика, известная как обратная маскировка — когда нужное изображение появляется совсем ненадолго и сразу за ним следует другое, «маскирующее», которое призвано помешать участнику распознать, что же он только что видел.

У участников с фобиями моментальный просмотр изображения пауков вызывал активацию областей подкорки, задействованных в немедленной обработке страхов. Тем не менее, они не осознавали страха, очевидно, потому, что моментальный просмотр активировал и области, участвующие в управлении страхами.

А вот сознательное разглядывание «страшных картинок» деактивировало области подкорки, регулирующие реакцию на страшное.

«Это контринтуитивно, но оказалось, что мозг эффективнее обрабатывает стимулы, которые человек не успевает рассмотреть сознательно, — сказал Сигель. — Наши результаты подсказывают, что люди с фобиями могут лучше подготовиться к тому, что их пугает, если они не осознают, что уже видели то, чего боятся».

Ученые видят здесь возможности более эффективного лечения детей и подростков, страдающими тревожными расстройствами, потому что традиционная методика предполагает как раз сознательную встречу лицом к лицу с тем, что пугает.

[Фотография: Bradley Peterson]